Охота на ведьм — сезон открыт :: Март :: 2008 :: Публикации :: Zeki.su
Новости Дела и судьбы РосЛаг Манифесты Портреты Публикации Контакты
Главная / Публикации / 2008 / Март Поиск:
21 Марта 2008

Охота на ведьм — сезон открыт

Как известно, 20 марта одновременно у примерно двух десятков правозащитников и активистов нижегородских оппозиционных организаций были проведены обыски.

В результате спецслужбы, силами которых проводилась эта беспрецедентная по масштабам операция, конфисковали у обысканных газеты оппозиционной коалиции «Другая Россия», номера «Друга народа» и предвыборные стикеры «Голосуй за Другую Россию!».

Официальный повод — расследование уголовного дела, возбужденного по факту ввоза на территорию Нижегородской области материалов, содержание которых Росохранкультуры сочла экстремистским. Из пункта А вышел автобус. Прибыл в пункт Б. И вот здесь, в славном городе Арзамасе, «опасная» посылка и была перехвачена.

Уголовное дело было возбуждено

12 февраля Арзамасской районной прокуратуры. 28 февраля дело передано в областную прокуратуру. Однако обыски начались только 20 марта. Одновременно сразу в семнадцати квартирах и офисе Нижегородского фонда в поддержку толерантности. Причем, с изъятия мобильных телефонов. Наверняка, чтобы предотвратить «утечку информации». Забрали компьютеры, технику, газеты, стикеры, и книги...

Вот опись изъятого в квартире Юлиана Рябцева, бывшего семинариста, отсидевшего два года — до суда и после суда — за акцию в приемной президента в декабре 2004 года:

«Пакет 1 (желтый). Книги:

Эдуард Лимонов:

1. «Дисциплинарный санаторий».

2. «У нас была великая эпоха».

3. «316 пункт В».

4. «Дневник неудачника».

5. «Убийство часового».

6. «Моя политическая биография».

7. «Книга воды».

8. «Другая Россия: очертания будущего».

9. «В плену у мертвецов».

10. «Русское психо».

11. «Контрольный выстрел».

12. «Книга мертвых».

13. «Священные монстры».

14. «Охота на Быкова: расследование Эдуарда Лимонова».

Захар Прилепин:

15. «Санькя».

16. «Грех».

17. «Патологии».

18. «1968» Патрик Рамбо.

19. «Голубое сало» Владимир Сорокин.

20. «ТВ для террористов» Алексей Цветков.

21. «Идеология национал-большевизма» Михаил Агурский.

22. «Аллах не любит Америку» под ред. Адама Парфела.

23. «Антология современного анархизма и левого радикализма» сост. Алексей Цветков.

24. «Последние пионеры: сборник современной прозы и поэзии».

Все книги упакованы в пакет из полимерного материала желтого, как уже было отмечено, цвета, снабженный пояснительной подписью, подписями понятых, участвующих лиц, следователем и опечатанные печатью «Для пакетов отдела по расследованию ОВД СУ СК при прокуратуре РФ по Нижегородской обл.»

Список удивительный. Держит в напряжении, потому что сразу задаешься вопросом, а что из этого списка я держу на своих собственных книжных полках.

Лимонова читала, но дома нет. Прилепин, конечно, есть. Не просто потому, что мы с Захаром — коллеги по нижегородской «Новой газете». «Патологии» читать страшно, но очень полезно. Прилепинский «Санькя» мне просто нравится.

«Идеологию национал-большевизма» Агурского читала в Хельсинки. Она есть у моих финских друзей. Только, господа из прокуратуры, не торопитесь искать признаки экстремизма в употребленном словосочетании «национал-большевизм». Книга была написана в 1979 году. Сам Михаил Агурский — сын американского коммуниста, приехавшего в СССР и репрессированного в 1937 году. Он был ученым-кибернетиком, историком, политологом и литературоведом. Автор статей по «еврейскому вопросу» в Русской Церкви, а также по национальным и общественным вопросам и о положении Русской Церкви. Умер в 1991 году в эмиграции. Книгу начал писать еще в Москве, а закончил в Иерусалиме.

Книга Агурского — не о «лимоновцах». Это история российского национал-большевизма двадцатых годов прошлого века.

А теперь Агурского на предмет «экстремизма» разбирать будут. Мало ему в Советском Союзе досталось...

Или вот еще одно «очень экстремистское» произведение — «1968» Патрика Рамбо. Ну что же, надо и лауреату Гонкуровской премии познать тяжелые вериги российского законодательства в области борьбы с экстремизмом. Думаю, что недавно побывавший в России герой парижских бунтов 1968, тогда анархист, а ныне депутат Европарламента, Дени Кон-Бендит наверняка что-нибудь съязвит по поводу «экстремизма» данного произведения. Рамбо писал «1968» как «газетную» книгу. Двадцать четыре дня в газете «Ле Монд» — весьма экстремистское издание — появлялась глава за главой история французского мая 1968 года. Ну что же, думаю, что прокурорским «экспертам» будет полезно почитать.

Вообще, в этом списке есть удивительная закономерность. Большая часть наименований стала доступной для российского читателя благодаря Илье Кормильцеву и его «Ультра-культуре».

Припоминаю, что у меня дома есть из изданного «Ультра-культурой». «Единственная и неповторимая» Гилада Ацмона. Я еще очень люблю слушать саксофон этого «необычного» израильского музыканта, писателя и политического провокатора, идентифицирующего себя как «ивритоязычного палестинца». Еще есть «Я — чеченец» Германа Садулаева. Тоже не легкое чтение, как и книга о Чечне его друга Прилепина, бывшего российского солдата.

Задача восстановления «экстремисткого списка» нижегородской прокуратуры интриговала меня все больше и больше. Выясняю, что у сотрудника Ниже­городского фонда в поддержку толерантности Юрия Староверова конфискован четырехчасовой документальный фильм «Взлет и падение Третьего Рейха». Почему? Потому что название «за себя говорит», и свастика на коробке изображена. Припоминается, что великий советский Штирлиц всегда на рукаве черного мундира носил повязку со свастикой. Наверное, тоже скоро запретят.

Спросила об этом фильме у своих друзей — киноведов и киноманов. Он есть в Национальной библиотеке Финляндии. Основан на одноименном автобиографическом романе Уильяма Ширера.

Ширер был американским репортером CBS, который вещал из Германии вплоть до 1940 года. Книга, написанная им, не только исторически аккуратна, но является документом, свидетельствующим против нацизма и тирании. После войны Ширер стал одним из журналистов, освещавших трибунал в Нюремберге. Значит, теперь нижегородские эксперты постараются дезавуировать работу американского журналиста, получившего Национальную премию Соединенных Штатов 1961 года.

Еще у одного фигуранта по нижегородскому великому изъятию, Дениса Мазина, конфисковали брошюрку «Фашизм: Вчера, Сегодня и Завтра». Спрашиваю, где взял. Отвечает, «нашисты» на улице раздавали». Яркая, глянцевая, с многочисленными свастиками, приравнивающая нацболов к фашистам, демонстрирующая Дмитрия Рогозина, вскидывающего руку... Где у нас Рогозин? Кажется, Россию в НАТО представляет.

Родители Мазина пытались возмущаться. Оказалось, что большая часть книг, конфискованных в этой нижегородской квартире, были собраны отцом Дениса. Не Денисом. О чем книги? История политических и социальных движения XX века, история Второй Мировой войны. Среди конфискованного, например, — «Кровавый путь SS».

Снова возвращаюсь к своим книжным полкам.

Там тоже есть литература о кровавом пути SS. Однажды в Польше целый день провела в Освенциме. Страшное место. Там до сих пор птиц не слышно. Купила альбом с фотографиями. Нет, не на память. А чтобы дочери показать. Ей сейчас четырнадцать. И в учебниках истории таких фотографий нет.

Возмущение родителей Мазина было напрасным. Им сказали, что все изъятое приобщено в материалам уголовного дела.

С «экстремистом», активистом «Другой России», Ильёй Шамазовым нижегородские правоохранители борются давно и самыми разными способами.

Илья мне написал, что в его квартире давно не было ничего, что могло бы зацепить глаз. И все-таки «нашли», что искали. Некий DVD диск с записью концерта в Арзамасе — концерта музыканта Александра Непомнящего, который умер от рака в апреле 2007 года!

Кто-то может сказать: «Нас это дело не касается!» Тем, кто пока молчит по поводу происходящего в Нижнем Новгороде, хочется видеть ситуацию как абсолютно «нацбольскую», всё-таки значительная часть подпавших под репрессии — члены запрещенной национал-большевистской партии.

Однако в Нижнем допрашивают не только «нацболов»... Вот, например, Евгений Катышев, активист движения «Обороны». Его долго зазывали в УБОП телефонными звонками. Он отказался приходить без повестки. Выписали. Евгений как-то раз нашёл бумажку под дверью. Называлась она «Повестка». Однако выписана она была на бланке уже несуществующей РСФСР. Видимо, именно потому, что в современной российской повестке вызывающие обязаны указать, по какому именно делу господина Катышева вызывают к следователю или прокурору. Оказалось, что господин Катышев запостил в своем ЖЖ наглядное пособие, «как сделать украшение из бюллетеня».

О том, как ведутся «беседы» в УБОПе, можно судить по рассказу еще одного нижегородца. Роман Рудин — активист социалистического движения «Вперёд». Он рассказывает: «Про выборы не спрашивали, подписывать ничего не предлагали. Порекомендовали обо всех действиях и планах сообщать им заранее. Интересовались моими знакомствами с деятелями «Другой России» в Нижнем. Я спросил, в каком законе написано, что я должен им обо всем докладывать. «Это будет написано на твоем лице», — ответили ему в органах. Они очень беспокоились о вреде своей репутации. «Ты зачем про милицию гадости пишешь?», «Ты этими гадостями подрываешь конституционный строй», «Тебе все двери будут закрыты. Хочешь аспирантуру закончить?» — оъясняли Роману. Они сказали, что тема декабрьского семинара — «Перспективы рабочего движения и социалистической политики в России», после которого мной и заинтересовались, была отнюдь не безобидной. Пообещали зарубать все подобные мероприятия (надо полагать, если они не согласованы с ними).

Как же все знакомо... Не пущать, постращать! Мне этот разгул нижегородских «правоохранителей» напомнил страницы из книги Людмилы Алексеевой «История инакомыслия в СССР». Только там Нижний был еще Горьким.

1968 году в Горьком появились листовки. Не только в ВУЗах, а на стенах домов в окрестностях здания КГБ. Листовки содержали требование демократических свобод, реабилитации осужденных по процессам тридцатых годов, улучшения жизни нынешних политзаключенных. Авторы листовок призывали «следовать чешскому примеру». Что за этим последовало? Тех, кто распространял, так и не нашли. Выгнали нескольких студентов за чтение самиздата. Уволили нескольких преподавателей. Вскоре после этого пятеро студентов исторического кружка устроили обсуждение коллективно написанной ими работы «Социализм и государство».

«Еретиков» выгнали с треском и из комсомола и из ВУЗов. Студентка Клара Гельдман из солидарности заявила о выходе из комсомола. Она была исключена из университета перед самой защитой диплома. Авторы «Государства и социализма» тоже были изгнаны из университета и тут же призваны в армию.

В связи с «делом пяти» по городу прошла новая волна обысков и допросов. Летом 1969 года были арестованы Михаил Капранов, Сергей Пономарев и Владимир Жильцов. Они признались, что именно они распространили листовки год назад. Вместе с ними был арестован их знакомый — преподаватель политэкономии в техникуме Владлен Павленков, у которого нашли самиздат. Следствие уготовило ему роль совратителя юных душ.

Суд был закрытым и длился целый месяц. От подсудимых добивались признания, что они составляли организацию и главой ее был Павленков. Подсудимые все отрицали. Они отстаивали свое право на высказывание убеждений. Приговор был: Павленкову и Капранову — по 7 лет лагеря строго режима, Пономареву — 5, Жильцову (ныне, между прочим, главе нижегородского отделения Союза писателей России) — 4 года.

Их жён уволили без права работать по специальности, вменив в вину недонесение о чтении самиздата их близкими. За показания в пользу обвиняемых и даже только за знакомство с ними были уволены с работы десятки людей, несколько десятков студентов исключили разных горьковских ВУЗов.

Взгляните еще раз на список литературы, приведенный выше. Вам не кажется, что эти две истории очень похожи. Только одна случилась в Горьком 1968 года, а вторая разворачивается у нас на глазах в Нижнем Новгороде весной 2008 года. Всего лишь сорок лет прошло, а как все похоже.

У вас точно ничего дома из вышеприведенного списка нет?

Подписавшие это письмо — преподаватели испанских и латиноамериканских университетов, в той или иной мере посвятившие себя исследованию, преподаванию и изучению интереснейшей и богатейшей русской истории и культуры, а также российской политики как в прошлом, так и в настоящем.

Мы - экстремисты?

Нам стало известно из средств массовой информации и через российских друзей, что в последнее время участились случаи нарушения со стороны российских властей самых элементарных гражданских свобод, закрепленных, в частности, в Конституции РФ. Одно из последних известий пришло к нам из Нижнего Новгорода, где 20 марта милиция провела ряд одновременных обысков в квартирах нескольких активистов «Другой России», а также в офисе «Фонда в поддержку толерантности».

Во время обысков в квартирах Юлиана Рябцева, Дениса Мазина, Романа Рудина и Ильи Шамазова, помимо сотовых телефонов и DVD-плейеров, были конфискованы различные книги, фильмы, газеты, брошюры и другие печатные материалы. Среди изъятой литературы находились произведения Эдуарда Лимонова, Захара Прилепина, Владимира Сорокина, Алексея Цветкова, Адама Парфрея, Михаила Агурского, а также документальные фильмы об истории Третьего Рейха и брошюры молодежного движения «Наши». В офисе «Фонда в поддержку толерантности» милицией, по требованию нижегородской прокуратуры, были конфискованы все компьютеры. Все вышеуказанные изъятые материалы могут быть использованы для возбуждения уголовного дела по подозрению в «экстремизме», на основании «Закона о борьбе с экстремизмом», о произвольном применении которого властями не раз сообщали разные правозащитные организации.

Мы не знакомы лично ни с одним из подвергшихся обыску активистов, но нам кажется недопустимым делать выводы и обвинять людей на основании прочитанной ими литературы или не слишком хорошего вкуса в выборе произведений для чтения. Мы все читали Кодекс царя Хаммурапи, но нам не приходило в голову требовать отсечения руки у воров, мы знакомы с книгой «Майн Кампф», но она не пробудила в нас антисемитских инстинктов (а скорее наоборот), у нас на полках стоят тома Сталина — некоторые купленные в московских книжных магазинах — но мы не стали от этого сталинистами (а скорее наоборот) и, к тому же, мы убеждены, что нельзя бороться с «экстремизмом», запрещая книги и их авторов... скорее наоборот.

Мы убеждены, что не имеет смысла продолжать постоянные преследования тех, кто думает, читает или выражает свои мысли иным (мирным) способом. Мы хотим призвать российские власти отказаться от подобных методов воздействия, вернуть конфискованные материалы и дать возможность свободно работать фондам и организациям, существование которых значительно обогащает общественную жизнь в Российской Федерации.

Кармен Эспехо Кала, Мар Льера Льоренте, Франсиско Баэна Санчес , Агустин Ольмо Лопес, Мигель Васкес Линьян (Университет Севильи, Испания), Нестор Корреа, Сильвия Лаго Мартинес (Университет Буэнос-Айреса, Аргентина) Франсеск Серра и Массансальвадор (Автономный Университет Барселоны, Испания ) Карлос Таибо (Автономный Университет Мадрида, Испания) Карлос дель Валье Рохас (Университет де ла Фронтера, Темуко, Чили) Хуан Сальвадор Виктория Мас (Университет Малаги, Испания) Рауль Фабрисио Торрес (Университет Гвадалахары, Мексика)

Оксана Челышева

"Новая газета" в Нижнем Новгороде




Архив публикаций    
Читайте также:

05/07/2008 Линдерман продолжит заниматься политикой   -   Июль / 2008 / Публикации /

Добавить комментарий:
*Имя: 

Почта: 

*Сообщение: 




Последние поступления:


Последние комментарии:



Портреты: Ирина Каховская

20 лет каторги за участие в боевой дружине, а в дальнейшем германским военным-полевым судом приговорена к смертной казни.









Ссылки