Открытое обращение в защиту Таисии Осиповой :: Январь :: 2011 :: Публикации :: Zeki.su
Новости Дела и судьбы РосЛаг Манифесты Портреты Публикации Контакты
Главная / Публикации / 2011 / Январь Поиск:
13 Января 2011

Открытое обращение в защиту Таисии Осиповой

Уполномоченному по правам человека в Смоленской области

Капустину Александру Михайловичу

Уважаемый Александр Михайлович!

Мы вынуждены вновь обратиться в Ваш адрес относительно серьезный обоснованных опасений за состояние здоровья арестованной Осиповой Таисии Витальевны, содержащейся в следственном изоляторе ФБУ ИЗ 67/1 УФСИН России по Смоленской области. Мотивированный ответ на первичное обращение по данному вопросу поступил только с Вашей стороны; со стороны ФСИН России и прокуратуры Смоленской области никаких ответов до настоящего времени не поступило.

При Вашем содействии, Осиповой был проведен комиссионный осмотр 24 декабря 2010 года, выставлен диагноз «Сахарный диабет 2 типа», назначено

поддерживающее лечение. В состав комиссии входили, согласно Вашего ответа, врач МЛПУ «Областной диабетический центр», медицинские работники УФСИН России по Смоленской области, сотрудник прокуратуры Смоленской области.

Согласно полученной нами информации, независимый специалист-диабетолог являлся бывшим медработником УФСИН России по Смоленской области, в силу чего независимость этого врача находиться под обоснованным сомнением, поэтому оценки данного медицинского работника не могут нами рассматриваться как полностью объективные и беспристрастные.

Визит комиссии к арестованной Осиповой Т.В. совпал с визитом в следственный изолятор по вопросу нарушений ее прав, члена Общественной наблюдательной комиссии по Смоленской области, директора общественной организации «Попечительский совет УИС», Сергея Баженова. Без каких-либо обоснованных причин, руководством УФСИН России по Смоленской области общественному контролеру было запрещено присутствовать при проверке обращения общественности относительно угрозы здоровью и жизни Осиповой Т.В. Сам С. Баженов оказался свидетелем диалога между «независимым» диабетологом и врачом СИЗО-1 ПЕРЕД началом осмотра Таисии Осиповой. Суть беседы врачей состояла в том, что Осипова и лица, выступающие в ее интересах, ставят вопрос о заболевании заключенной сахарным диабетом лишь с целью помочь ей избежать уголовной ответственности, и с целью каким-либо образом помочь Осиповой освободиться из-под стражи.

Представляя себе проблему именно в таком ракурсе, врачи отправились осматривать Осипову, изучать медицинские сведения, выставлять ей диагноз и выписывать лекарственные назначения…

С. Баженов сообщил в ОП РФ, членам ОНК, в СМИ, о незаконном отказе во встрече с Осиповой как в присутствии комиссии, так и в присутствии любых других должностных лиц (члену ОНК могло быть отказано во встрече с арестованной только наедине). Также он сообщил о беседе врачей перед комиссионным осмотром Осиповой; эта беседа свидетельствует о предубеждении медиков в отношении Осиповой и, вероятно, могла повлиять на качество осмотра и его выводы.

Совершенно возмутительной оказалась реакция официальных инстанций Смоленской области (руководства СИЗО-1) на наше первичное обращение в интересах Таисии Осиповой. На вопросы журналистов и различных заинтересовавшихся проблемой лиц, сотрудники пенитенциарной системы заявили, что Т.В. Осипова… вообще не больна. Свое утверждение они подкрепили тем доводом, что у арестованной нет медицинской карты.

Данное утверждение является, с нашей точки зрения, заведомо ложной информацией, рассчитанной на не вполне грамотных в области права людей. Ясно, что не Осипова Т.В. должна представить администрации следственного изолятора медкарту, а наоборот - администрация в первые же часы поступления Осиповой в СИЗО обязана заполнить на арестованную медкарту (п. 27 Инструкции к приказу Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ от 17.10.2005 № 640/190), независимо от того, есть ли в территориальном органе здравоохранения у взятого под стражу гражданина его личная медкарта, или ее нет. Более того, закон не предписывает медчастям системы УИС истребовать медкарты из территориальных органов здравоохранения и приобщать их к медкартам системы УИС.

Качество медицинского осмотра крайне сомнительно и по другим объективным причинам. Выводы комиссии сделаны всего лишь на основе двукратных результатах анализов крови на сахар - первый сделан после жалобы Осиповой на ухудшение состояния здоровья 09.12.2010 года, а второй сделан по прибытии комиссии (это следует из Вашего ответа). Кстати, по сообщениям защитников и супруга Осиповой, до настоящего времени кровь на анализ у Осиповой больше не отбиралась.

Никаких других лабораторных исследований арестованной не проводили.

Прогноз течения заболевания Осиповой сахарным диабетом и рекомендации поддерживающей терапии не учитывают сопутствующее заболевание Осиповой панкреатитом, нарушение функции поджелудочной железы. Не учтены и данные

предыдущего обследования Осиповой, проведенного врачами клиники «Уромед» приблизительно за год до ее ареста, где имелись данные УЗИ внутренних органов.

Вместе с тем, в момент комиссионного осмотра, на территории СИЗО-1 находилась адвокат Осиповой Т.В., у которой имелись подлинные медицинские документы, зафиксировавшие результаты обследования в «Уромед». Отметим, что эти документы защитники представляли и суду в заседании по вопросу избрания Осиповой меры пресечения. То есть, сопутствующие заболевания Осиповой и независимые объективные медицинские сведения по заболеванию диабетом, были известны должностным лицам, а комиссии не составляло труда пригласить защитника к осмотру, изучить имеющиеся у него медицинские документы на Осипову. Однако адвокату тоже было отказано в присутствии на комиссионной проверке, а документальные сведения о сопутствующем заболевании Осиповой оказались проверяющим специалистам «неинтересны».

Фактическое отсутствие комплексного обследования Т.В. Осиповой, неопределенность в вопросе частоты отбора анализов на уровень сахара, имеющиеся на настоящее время, продолжают угрожать ее здоровью и жизни. Проблема заключается в том, что «независимая» комиссия умолчала об отягощенной наследственности Т.В. Осиповой - оба ее родителя больны сахарным диабетом 1 типа, инсулинозависимые. То, что заболевание у Осиповой должно было развиться - по сути, однозначный факт, что и было зафиксировано, в частности, врачами клиники «Уромед» порядка года назад. Сахарный диабет 1 типа может развиться у

Осиповой в ЛЮБОЙ момент, и не исключено - начнется с приступов гипогликемии (поскольку приступы «гуппокомы» в СИЗО у нее уже были неоднократно), в условиях объективного стресса на фоне выдвижения обвинения и заключения под стражу впервые.

Открытым остается вопрос о том, смогут ли оказать адекватную помощь медработники СИЗО-1 Осиповой в случае прогрессирования заболевания; и «захотят» ли они выставить при таком течении болезни соответствующий диагноз? Кто и в какой дозировке сможет ввести Осиповой инъекцию глюкагона или аналогового препарата, если гипогликемическая кома произойдет у арестованной прямо в камере? И имеется ли в МСЧ СИЗО этот препарат? Сколько времени требуется фельдшеру СИЗО, который дежурит ночью в корпусе для здоровых заключенных, где пребывает Осипова, чтобы согласовать с начальством необходимость вызова кареты «Скорой помощи» и сколько времени займет этот вызов? Ведь для того, чтобы врачи УИС Смоленска выставили Осиповой диагноз «сахарный диабет» в принципе (а именно 24 декабря), понадобились

многочисленные обращения общественности, в том числе в Ваш адрес, хотя сама Осипова Т.В. обратилась в МСЧ СИЗО с жалобами на ухудшение состояния здоровья ввиду этого заболевания еще 6 декабря 2010 года (это следует из Вашего ответа).

Заметим, что согласно ст. 25.1 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными ООН, тюремный врач обязан ежедневно навещать больных, а также всех, на кого было обращено его особое внимание. В нашем случае, такое особое внимание врача просят обратить на заключенную Осипову как она сама, так и ее защитники, родственники, представители общественных организаций. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в РФ согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл и содержание законов. Т.о. общепризнанные нормы международного права, которые касаются прав человека и гражданина, как и межгосударственные договоры РФ, имеют приоритет над внутренними законами и являются непосредственно действующими. Положения ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не умаляют прав заключенных на охрану здоровья и жизни в связи с ограничениями этих заключенных в свободе.

Организация постоянного и квалифицированного медицинского контроля относительно динамики заболевания Осиповой - «сахарным диабетом», - это не есть «усмотрение» администрации СИЗО и это не есть неохотные проверки со стороны УФСИН после «пинков» общественности. Это есть обязанность должностных лиц ФСИН России, предписанная прежде всего международными и конституционными принципами права.

Очевидно, что Т.В. Осипова нуждается в проведении комплексного планового обследования врачами-специалистами разных профилей, с применением различных лабораторных исследований определенной частоты и продолжительности (пусть даже и в больнице системы УИС, тем более, что эта больница расположена на одной территории с СИЗО-1 Смоленска!). Как минимум необходимо понять динамику колебания уровня сахара у арестованной, степень влияния наследственного фактора и сопутствующего заболевания на вероятность прогрессирования заболевания диабетом. Очевидно, нужны определенные предписания врача на случай гипогликемической комы, приобретение (пусть и за счет Осиповой) глюкагона или его аналога, инструкция для дежурных медработников МСЧ по его применению.

Согласно п. 15 Инструкции к приказу Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ от 17.10.2005 № 640/190, на МСЧ учреждений ФСИН России функция проведения комплексных медицинских обследований НЕ ВОЗЛОЖЕНА.

Согласно п. 5 этой же Инструкции, одним из основных принципов деятельности медицинских служб учреждений ФСИН России является приоритет профилактических мер в области охраны здоровья заключенных.

Поэтому, мнения разовой медицинской комиссии, осмотревшей Таисию Осипову, и наблюдение арестованной медчастью СИЗО на уровне бабки-гадалки: будет у Осиповой диабет 1 типа с приступом гипогликемии или не будет, хочет Осипова освободиться из тюрьмы или не хочет и т.п., не имеют ничего общего с правом заключенной на реальную охрану ее здоровья и жизни.

Согласно п. 100, 107 Инструкции к приказу Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ от 17.10.2005 № 640/190, именно на больницы системы УИС возложены задачи: обследования лиц, содержащихся в учреждениях, оказание квалифицированной и специализированной стационарной помощи, обеспечение преемственности с МСЧ учреждений УИС в диагностике, лечении заболеваний, контроль за выполнением МСЧ учреждений рекомендаций, данных врачами больницы, участие специалистов в проведении профилактических осмотров с целью выявления лиц с ранними стадиями заболеваний и т.д. Согласно п. 113 данной Инструкции, госпитализации в больницу подлежат, в том числе, заключенные, в случаях, требующих углубленного клинического обследования для установления окончательного диагноза. Согласно п. 100 данной Инструкции, сахарный диабет в случаях коррекции сахароснижающей терапии, и иные заболевания, требующие стационарного обследования, являются показаниями к плановой госпитализации арестованного.

Вопрос о направлении Т.В. Осиповой на обследование в ЛПУ системы ФСИН России, поставленный в первичном нашем обращении в ее интересах, не представляется неразрешимым. Тем более, таковое расположено на территории СИЗО-1 Смоленска. Заболевание сахарным диабетом вполне известное, изученное; его динамика, прогнозы и рекомендации врачей и в системе ФСИН России могут вполне успешно исследоваться и, соответственно, выполняться. В местах содержания под стражей и в местах лишения свободы, действительно, содержатся и инсулинозависимые заключенные. Там, где медицинский контроль и медицинское обеспечение нормально налажены, - и нет оснований опасаться за здоровье и жизнь больных сахарным диабетом.

Упорное нежелание УФСИН России по Смоленской области направить Осипову на обследование, считаем, связано только с некими указаниями от следственных органов, инициировавших в отношении Осиповой уголовное дело, так как в этом деле имеется «политическая составляющая».

Насколько нам стало известно, к обследованию Т.В. Осиповой ее родственники намерены привлечь независимых врачей (врача)-специалистов. Согласно приложения № 3 к ПВР СИЗО, арестованный вправе пользоваться дополнительными платными услугами врачей-специалистов органов здравоохранения. Согласно ст. 91 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными ООН, заключенный может пользоваться услугами своего лечащего врача, если последний готов работать бесплатно, либо заключенный может оплатить его услуги.

Однако родственники Осиповой опасаются, что администрация СИЗО-1 будет чинить препятствия в этом вопросе (а каждый выезд врача придется оплачивать); или назначения и рекомендации такого врача будут игнорироваться МСЧ.

В Вашем ответе указано, что после комиссионного осмотра врач рекомендовал Осиповой диетическое питание, а также отметил, что она не всегда соблюдает диету.

Безусловно, и сама Таисия Осипова должна принимать меры к сохранению своего здоровья. Но, заболевание сахарным диабетом стало развиваться у нее не так давно; возможно, она еще не вполне ориентируется в правильном питании.

Более актуальна проблема соблюдения диетпитания в тюремных условиях. Продукты питания в передачах не могут заменить полноценного трехразового горячего питания. Осипова, находясь в обычной камере, получает питание по обычным нормам. Единственное правовое предписание для больных арестованных, наблюдаемых амбулаторно и с рекомендацией врача на диетпитание, имеется в приказе Минюста РФ от 02.08.2005 г. № 125, касается оно особенностей замены продуктов питания в рационе таких больных. Так, хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной 1 сорта заменяется хлебом из муки пшеничной 2 сорта грамм за грамм; крупа разная 40 грамм - крупой манной 20 грамм и рисом 20 грамм; мука пшеничная 2 сорта, пшено, бобовые - крупами ячменной, пшеничной и овсяной грамм за грамм; рыба - молоком коровьим в пределах ее стоимости; маргарин, масло растительное - маслом коровьим.

Есть ли указание о диетпитании в медкарте СИЗО, оформленной на Осипову, неизвестно, поскольку она до настоящего времени с ней не ознакомлена. По имеющейся у нас информации, диетпитание Осиповой не выдается.

В связи с вышеизложенным, убедительно ПРОCИМ:

- провести дополнительную проверку по обстоятельствам настоящего обращения, и обращения от 22.12.2010 года; контакты защитников Т.В. Осиповой для истребования медицинских и иных сведений: адвокат Воробьёва Ася Леонидовна, т. 89107888002, адвокат Шапошникова Наталья Ивановна, т. 89605795974;

- обратиться к руководству УФСИН России по Смоленской области о направлении Т.В. Осиповой на плановую госпитализацию в стационар ЛПУ системы УИС для уточнения диагноза, получения предписаний и рекомендаций для МСЧ СИЗО по ведению больной, в том числе на предмет применения препаратов в случае гипогликемии;

- обратиться к руководству УФСИН России по Смоленской области об исключении препятствий к осмотру врачом-специалистом и к выполнению сделанных им рекомендаций для МСЧ СИЗО, если таковой будет приглашен со стороны Осиповой и заинтересованных в ее судьбе лиц;

- обратиться к руководству СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области о выдаче Т.В. Осиповой диетического питания, которое было рекомендовано ей по результату медосмотра 24.12.2010 года; и об ознакомлении с записями в ее медкарте, в том числе по результату комиссионного осмотра, ею лично под роспись.

С уважением,

Председатель Комитета, член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, член Президиума Национального Гражданского Комитета по взаимодействию с правоохранительными органами, член Координационного Совета Общероссийского Союза «Гражданское общество - детям России», член Общественного Совета при МВД РФ

А. В. Бабушкин

Президент Центра «Гражданская позиция», член «Комитета за гражданские права», эксперт по вопросам защиты прав человека

Р. В. Латыпов

тел./факс: +7 (499) 478-95-15, +7 (499) 478-08-47

«Комитет за гражданские права» - 10-01-2011




Архив публикаций    
Читайте также:

31/12/2011 В Смоленске арестована Таисия Осипова   -   Главное /

05/02/2011 Дело Таисии Осиповой   -   Дела / Дела и судьбы /

АКЦИЯ В ПОДДЕРЖКУ ДОНБАССА:

Сбор гуманитарной помощи осуществляет движение Интербригады (от Лимонова).

Введите сумму пожертвования и номер телефона:


ДА
Добавить комментарий:
*Имя: 

Почта: 

*Сообщение: 




Последние поступления:


Последние комментарии:



Портреты: Даниил Хармс

Умер в "Крестах"

23 августа 1941 года арестован за пораженческие настроения (по доносу Антонины Оранжиреевой, знакомой Анны Ахматовой и многолетнего агента НКВД). Чтобы избежать расстрела, симулировал сумасшествие; военный трибунал определил «по тяжести совершённого преступления» содержать Хармса в психиатрической больнице.









Ссылки