Чтобы мирный протест не перерос в бунт :: Март :: 2014 :: Публикации :: Zeki.su
Новости Дела и судьбы РосЛаг Манифесты Портреты Публикации Контакты
Главная / Публикации / 2014 / Март Поиск:
12 Марта 2014

Чтобы мирный протест не перерос в бунт

«Только в случае, если действия полицейских справедливы, корректны, понятны, своевременны, соответствует сложившейся обстановке и разумной необходимости, мы можем рассчитывать на то, что большая активных членов общества будет рассматривать полицию как защитницу своих прав и интересов…»

Начальникам отделов МВД
по районам г. Москвы
Копия: начальнику ГУ МВД
по г. Москве
Якунину А.И.
Копия: начальнику Правового управления
МВД РФ по г. Москве
Астаховой М.В.

О необходимости соблюдения прав человека при проведении массовых акций

В мой адрес поступают многочисленные жалобы граждан в связи с их задержанием сотрудниками полиции за участие в одиночных пикетах, а также за участие во встречах, не подпадающих под признаки мероприятий, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Как всегда, особенно неблагополучно ситуация складывается в ОМВД по району Пресненский.

В связи с этим считаю необходимым обратить внимание на следующее.

В соответствие со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Правовой смысл этой нормы состоит в том, что власти Российской Федерации поддерживают лиц, которые путем проведения мирных публичных акций стремятся повлиять на действия и решения, принимаемые органами государственной власти и их должностными лицами, выразить свою позицию по важным вопросам государственной и общественной жизни. В условиях событий последних месяцев на Украине очевидно, что альтернативой мирным ненасильственным акциям, являющимися неотъемлемым признаком демократического общества, являются насильственные уличные акции, а также проявления криминальной, в частности террористической активности.

Как показывает опыт Украины и некоторых других стран, главным препятствием для перерождения акций мирного протеста в насильственные действия является не мощь и профессионализм правоохранительных органов (хотя данный фактор также важен), а:

- наличие в гражданском обществе культуры мирного протеста;

- наличие у участников мирных протестных акций иммунитета к манипулированию ими со стороны недобросовестных участников политического процесса;

- уровень доверия участников акций к сотрудникам правоохранительных органов и готовности к сотрудничеству с ними.

В этой связи необоснованные и незаконные задержания сотрудниками полиции участников одиночных пикетов не только не снижает уровень протестной активности, а придаёт этой активности опасный вектор, не соответствующий интересам гражданского общества и российского государства.

Необходимо иметь в виду, что в соответствие с ч. 1 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Таким образом, данная норма не требует подачи уведомления о проведении как пикета, проводимого одним участником, так и собрания, которое проводит один участник.

В соответствие с п. 6 ст. 2 54-ФЗ, пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

В соответствие с ч. 2 ст. 8 Закона, к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона.

Применительно к Москве в соответствие с ч. 4 ст. 8 Закона, специальный порядок проведения публичного мероприятия установлен на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад. Этот порядок определяется Президентом Российской Федерации. Если объект относится к памятникам истории и культуры, то порядок проведения на его территории публичного мероприятия определяется Правительством Москвы.

Таким образом, если одиночный пикет проводится вне указанных территорий, то он может быть приостановлен только в случае, если по вине проводящего его лица произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, а после требования уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ данное лицо не выполнило данное требование (ст. 16 Федерального Закона).

Прекращение пикета возможно только в случае: 1) создания реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц; 2) совершение лицом, проводящим пикет противоправных действий, касающегося порядка проведения публичного мероприятия, например, выход на проезжую часть.

Следует иметь в виду, что не может считаться групповым пикетом:

- пикет, проводимый одним лицом, если к нему подошли посторонние граждане, интересующиеся вопросами, связанными с пикетом;

- к этому лицу подошли журналисты;

- рядом с данным лицом находятся лица, преследующие провокационные цеди.

Перечисленные лица не являются участниками пикета, а их нахождение около организатора пикета не позволяет считать пикет групповым.

В соответствие с ч. 2 ст. 2 Федерального закона под собранием понимается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Таким образом, если граждане собрались вместе для обсуждения какого-либо вопроса, однако такое обсуждение не является общим и совместным, то такое мероприятие не может считаться собранием, так как не обладает признаком коллективности, поскольку не обладает необходимым признаком коллективности.

В связи с этим задержания граждан, собравшихся на встречу для обсуждения актуальных для них общественно-политических вопросов, если такое мероприятие не подпадает под признаки ст. 2 Федерального Закона, выходит за пределы полномочий полиции.

Также представляется недопустимым ситуации, когда:

- административные материалы по ст. ст. 19.3 и 20.2 КоАП РФ оформляются без наличия доказательств в виде материалов видеонаблюдения;

- рапорта о совершенном правонарушении пишут сотрудники, которые не осуществляли задержания либо не присутствовали на месте правонарушения;

- допускалось переписывание рапортов с изменением фабулы правонарушения;

- состав правонарушения определялся по автобусам: задержанные из одного автобуса превращались в нарушителей ст. 20.2 КоАП РФ, а из другого – в нарушителей ст. 19.3 КоАП РФ;

- задержанные находились в автобусе более 30 мину с момента задержания.

Только в случае, если действия полицейских справедливы, корректны, понятны, своевременны, соответствует сложившейся обстановке и разумной необходимости, мы можем рассчитывать на то, что большая активных членов общества будет рассматривать полицию как защитницу своих прав и интересов.

Выбирая между народным доверием и шаблонным непрофессионализмом, полиция должна защитить нас от разгула уличной стихии, насилия и провокаций.

Решение этой задачи возможно только в случае соблюдения законности, норм профессиональной этики, выполнения рекомендаций правозащитного сообщества, неукоснительного выполнения требований руководства ГУ МВД по г. Москве, своевременного выявления и искоренения нарушений, наказания виновных .

В связи с изложенным прошу Вас принять меры к недопущению указанных выше нарушений.

С уважением,

Председатель Комитета,

Член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ,

член Экспертного Совета при

Уполномоченном по правам человека в РФ,

Заместитель Председателя Общественного Совета при ГУ МВД по г. Москве

А. В. Бабушкин

тел/факс: 8 – (499) - 478-95-15, 478-08-47

Блог Андрея Бабушкина




Архив публикаций    
Добавить комментарий:
*Имя: 

Почта: 

*Сообщение: 




Последние поступления:


Последние комментарии:



Портреты: Юрий Домбровский

Распространение антисоветских измышлений

В 1933 году был впервые арестован и выслан из Москвы в Алма-Ату. Обвинили его в полнейшей чепухе, но в общем-то чекисты унюхали верно: этот молодой человек не соответствовал тем требованиям, которые эпоха предъявляла к «человеческому материалу»









Ссылки