Главная / Публикации / 2010 / Март
Поиск: 31 Марта 2010
Проблемы социальной помощи и адаптации освобожденных из мест лишения свободыПравозащитники и общественные деятели, в сфере постоянного внимания которых оказываются самые различные нарушения прав российских заключенных и проблемы отечественной пенитенциарной системы в целом, нечасто обращаются к теме адаптации освобожденных из мест лишения свободы. Вместе с тем, число освобожденных составляет порядка 10% взрослого населения страны, причем, в основном это достаточно молодые и трудоспособные мужчины. «Комитетом за гражданские права» 15 февраля 2010 года в помещении Общественной Палаты РФ был проведен круглый стол по теме «Проблемы социальной помощи и адаптации освобожденных из мест лишения свободы». Участники мероприятия прежде всего отмечали ущербность законодательства относительно гарантии государства в предоставления жилья и работы освобожденным, при наличии многочисленных случаев утери ими и того, и другого. Отсутствует и системность подхода к проблеме со стороны органов исполнительной власти. До конца февраля, все заинтересованные в решении поставленной проблемы, представили свои предложения к государственным органам о мерах по социальной помощи освобожденным. Они публикуются в рекомендациях ниже.
Рекомендации круглого стола
Участники круглого стола: - обращая внимание на то, что адекватная социальная реабилитация освобождающихся и освобожденных является вопросом обеспечения общественной и государственной безопасности страны, в которой свыше 10 % взрослого населения, ранее находилось в местах лишения свободы; - отмечая, что в Российской Федерации не сложилась система и политика социально - реабилитационной работы с освобожденными, не оформился спектр социальных технологий; подобный вакуум является следствием отсутствия в стране последовательной, понятной и эффективной социальной политики государства; - отмечая, что с принятием в 1997 года Уголовно - исполнительного Кодекса России произошло существенное ухудшение положения освобожденных из мест лишения свободы; в частности в новом Кодексе не на нашла своего отражения норма ст. 104 ИТК РСФСР, предусматривавшая предоставление жилья освобожденным, утратившим жилое помещение, их трудоустройство в 10- дневный срок; - в связи с активным противодействием Минздрасоцразвития, которое в течении 15 лет выступает против принятия специального федерального закона о социальной реабилитации освобожденных и пост пенитенциарном надзоре за ними, с 1995 года в Государственной Думе РФ лежит без движения и не принимается Федеральный закон - считая явно недостаточными усилия органов власти Москвы, Московской области и других субъектов России по оказанию освобожденным из мест лишения свободы социальной помощи; - учитывая, сколь велика психологическая и социальная граница между свободой и несвободой, и подчеркивая, что лица, осужденные к длительным срокам лишения свободы в большинстве случаев утрачивают навыки жизни на свободе, самостоятельного принятия решений, социальной ответственности; более того, положительное поведение осужденного в искусственной среде исправительного учреждения не гарантирует того, что после освобождения он не совершит новое преступление; - обращая внимание на слабость межведомственного взаимодействия при решении социальных проблем освобожденных; - считая важным положительный опыт по проведению социальной реабилитации освобожденных (опыт Пермского края, открытие реабилитационных центров при ВК ГУФСИН по Красноярскому краю, работа реабилитационного центра «Аврора» и т.д.),
РЕКОМЕНДУЮТ: 1. Внести изменение в ст.7 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", предусмотрев, что гражданин, осужденный к лишению свободы не снимается с регистрационного учета, а ставится на временный регистрационный учет по месту отбытия им наказания. 2. Внести изменение в ст. 16 Федерального закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в части того, что отклоняются заявления о приеме в гражданство РФ заявления лиц, которые осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (о истечения срока наказания) либо которые имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом, если указанные ранее постоянно или фактически проживали на территории Российской Федерации и не имеют постоянного места жительства. 3. До принятия соответствующего Федерального Закона, принять постановление Правительства РФ «Об оказании социальной помощи освобожденным из мест лишения свободы», в соответствие с которым установить, что: 3.1. билет к месту жительства иностранным гражданам, постоянно проживающим за пределами РФ, приобретается к месту их следования. 3.2. в городах, где находятся крупные транспортные узлы, оборудуются транзитные комнаты - приюты для освобожденных следующих к месту жительства; 3.3. медицинская карта освобожденного пересылается в медицинское учреждение по выбранному им месту жительства с перечнем рекомендаций по оказанию освобожденному необходимой медицинской помощи и диспансерному наблюдению; 3.4. при наличии у освобожденного туберкулезного заболевания на следующий день после его прибытия к месту жительства врач - фтизиатр и участковый уполномоченный милиции выходят по месту жительства освобожденного для оказания ему помощи в получении противотуберкулезной помощи; 3.5. органы местного самоуправления после получения уведомления органа УФСИН о направлении осужденного в места лишения свободы обязаны произвести перерасчет квартплаты, произвести по согласованию с осужденным рассрочку выплаты им эксплуатационных расходов. По просьбе осужденного органы местного самоуправления обязаны оказать осужденному помощь в сдаче жилого помещения в поднаем (аренду), установить контроль за использованием помещения временными жильцами. По просьбе ( с согласия) осужденного устанавливается опека над жильем и иным имуществом осужденного, которая заключается в том, что с согласия осужденного эти органы принимают меры к охране имущества либо к его передаче третьим лица в пользование под гарантии сохранности и внесения арендных платежей. 3.6. помощь освобожденному в трудоустройстве, оказание ему медицинской помощи начинается не с момента постановки на регистрационный учет, а с момента фактического прибытия на место жительства; 3.7. по просьбе освобождаемого органы УИС совместно с органами занятости оказывают помощь освобождаемому в подборе работы с место жительства в другой местности или регионе, нежели он проживал ранее. 3.8. при решении вопроса о месте, куда будет отправлен освобожденный, преимущество отдается тому месту, где он фактически проживал, либо, где проживает его семья, если связь с такой семьей не утрачена; в случае возражения со стороны освобождаемого, он направляется к иному избранному ему месту жительства 3.9. Органам исполнительной власти субъекта Федерации создать не менее одного социально - реабилитационного центра для освобожденных из мест лишения свободы для проживания освобожденных в период решения их социально - бытовых вопросов. 3.10. Органам исполнительной власти обеспечить всесторонне содействие в открытии негосударственных реабилитационных центров, включая помощь в оформлении соответствующей документации. 4. Внести изменение в Закон РФ «О милиции», возложив на инспектора профилактики органов внутренних дел оказание помощи освобожденному в восстановлении паспорта, военного билета, регистрации, трудоустройстве. 5. Дополнить ст. 5 Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции от 2 апреля 1993 г.) и ч. 4 ст. 173 Уголовно - исполнительного Кодекса РФ нормой о том, что лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы и не имеющим полиса обязательного страхования этот полис восстанавливается при поступлении в колонию, хранится при личном деле, а при освобождении выдается на руки либо по просьбе осужденного высылается в мед учреждение по месту жительства. 6. Общественной Палате издать книжку «В помощь освобожденным из мест лишения свободы». 7. ФСИН России совместно с органами управления образованием и Федеральной службой занятости: 7.1. Осуществлять подготовку освобождаемых по профессиям, востребованным на рынке труда того региона, куда они намерены освобождаться; 7.2. Необходимо обеспечивать получающему профессию гражданину разряд такого уровня, который бы позволил освобожденному устроиться на работу без дополнительного переобучения. 8. ФСИН России: - разработать методики работы с осужденными, применение которых позволит оптимизировать социально - полезные связи осужденных, сохранить и развить связи осужденного с детьми и иными родственниками, обеспечить исполнение осужденными своих обязанностей перед семьей; - ввести социальный паспорт на осужденного (освобожденного), направленный на повышение социального статуса и повышение социального благополучия осужденного (освобожденного); заключить межведомственные соглашения по использованию после освобождения социальных паспортов; - включить в качестве критерия оценки работы учреждений УИС уровень постпенитенциарного рецидива в течении 3-х лет после освобождения; - оказывать освобождаемым помощь в оформлении медицинской книжки, если они после освобождения намерены работать в сфере торговли, услуг или общественного питания. 9. Внести изменение в ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" изменения, в соответствие с которыми на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав возлагаются обязанности: - поддерживать контакт с несовершеннолетними правонарушителями, направленными в воспитательные и учебно - воспитательные заведения; - оказывать помощь в бытовом и трудовом устройстве нее только несовершеннолетним, освобожденным из мест лишения свободы, но и иным лицам, освобожденным из мест лишения свободы, осужденным в несовершеннолетнем возрасте. 10. Внести в Уголовный и уголовно - исполнительный кодексы РФ нормы об институте замены наказания в воспитательных колониях направлением в специальное учебно - воспитательное учреждение закрытого типа, в соответствие с которым осужденным, отбывшим половину срока наказания и положительно характеризующимся по месту отбытия наказания суд вправе заменить неотбытую часть наказания в порядке подготовки к условно - досрочному освобождению направлением в учебно - воспитательное учреждение закрытого типа. 11. Внести изменение в ч. 1 ст. 49 Уголовного Кодекса РФ направленные на то, чтобы виды и объекты, на которых отбываются обязательные работы, определяются органами уголовно - исполнительными инспекциями, а по их просьбе - органами местного самоуправления; по просьбе органов местного самоуправления объекты и виды работ могут определяться органами исполнительной власти субъекта Федерации. 12. Внести изменение в ч. 1 ст. 50 Уголовного Кодекса РФ направленные на то, чтобы виды и объекты, на которых отбываются исправительные работы, определяются органами уголовно - исполнительными инспекциями, а по их просьбе - органами местного самоуправления; по просьбе органов местного самоуправления объекты и виды работ могут определяться органами исполнительной власти субъекта Федерации. Исключить из ч. 1 ст. 50 УИК РФ норму о том, что исправительные работы назначаются осужденным, не имеющим основного места работы. 13. Законодательно установить, что: - назначая осужденному условное осуждение с испытательным сроком или условно - досрочно освобождая осужденного, суд обязан возложить на него определенные обязанности, в первую очередь в части прохождения программ социально реабилитирующего характера; прохождение такой программы должно ставиться в качестве условия освобождения; - УИИ вправе обратиться в суд по вопросу о возложении на условно осужденного (условно - досрочно освобожденного) определенных обязанностей и при необходимости - ограничений. 14. Генеральной Прокуратуре РФ провести по всем субъектам РФ, откуда поступают соответствующие жалобы, комплексную проверку на предмет предоставления осужденным детям - сиротам и лицам из числа детей - сирот благоустроенного жилого помещения вне очереди; 15. Внести изменение в Налоговый Кодекс РФ, снизив размер пошлины, взимаемой при оформлении паспортов, и предусмотрев, что лица, не имеющие средств на оплату такой пошлины, от ее уплаты освобождаются. Предусмотреть возможность освобождения таких лиц и от пошлины, взимаемой за выдачу свидетельства о рождении. «Комитет за гражданские права» - 29.03.2010 Архив публикаций Добавить комментарий:
|
Последние поступления:
Последние комментарии:
Портреты:
Урицкий М.С.
Бежал из ссылки Урицкий смотрел за положением на централе, от имени арестантов раскидывал рамсы с администрацией, добился свободного передвижения по некогда режимной тюрьме. Он мог зайти в любую камеру, он был в курсе всех дел... В то время, по словам очевидцев, "истинным хозяином тюрьмы был Урицкий, а положение на централе было наилучшим".
Дела:
Захват Министерства здравоохранения РФ
35 лет за портрет царя 7 человек были осуждены на 5 лет каждый за выброшенный портрет Путина
Судьбы:
Светлана Бахмина Что такое женская колония № 14 96 тыс. 28 подписей было собрано под обращением к президенту России с просьбой о помиловании юриста ЮКОСа Светланы Бахминой. На свободу она вышла 27 апреля 2009 года по УДО, отсидев 4,5 года в тюрьмах и мордовских лагерях и родив в неволе дочь. Акция по освобождению Бахминой - одна из самых успешных акций гражданского общества 2000-х. Иначе юрист ЮКОСа вышла бы на свободу только в этом июне, 6 июня 2011 года истек ее срок - 6,5 лет. В России, как известно, от тюрьмы и сумы зарекаться нельзя
Рослаг:
ЯВ 48/8. Челябинск
Ольге Смолиной дали посмотреть на ее сына всего пару минут – просто чтобы женщина убедилась, что юноша жив. Ее сын, тоже Максим, был среди тех, кто вскрыл себе вены утром. В лазарет белого от потери крови Смолина-младшего несли на одеяле: сам он идти уже не мог.
|
|