На свободе бывших заключенных нужно контролировать для их же блага :: Апрель :: 2009 :: Публикации :: Zeki.su
Новости Дела и судьбы РосЛаг Манифесты Портреты Публикации Контакты
Главная / Публикации / 2009 / Апрель Поиск:
13 Апреля 2009

На свободе бывших заключенных нужно контролировать для их же блага

Российские парламентарии считают, что если наладить контроль бывшими заключенными, то это поможет снизить рецидивную преступность. Эта мера не только защитит законопослушных граждан, но и пойдет на благо бывшим преступникам.

Как уже сообщали REGIONS.RU, МВД России подготовило законопроект о контроле за вернувшимися из мест лишения свободы, направленный на профилактику рецидивной преступности и обеспечение безопасности законопослушных граждан.

"Ситуация, которая на сегодня сложилась с профилактикой преступности, подвигла общество к разработке и принятию данного законопроекта",- сказал журналистам заместитель начальника департамента охраны общественного порядка МВД России Владимир Голубовский.

"В прошлом году ранее судимыми было совершено почти 453 тыс. преступлений, - сообщил он. - А на профилактическом учете в органах внутренних дел стоят 368 тыс. бывших заключенных. Причем данной категорией лиц совершается четвертая часть тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийства, кражи, разбои".

По данным МВД, из мест лишения свободы ежегодно освобождаются не меньше 50 тыс. человек. В ведомстве считают, что отсутствие системы учета заключенных ухудшает раскрываемость преступлений - ловить рецидивистов стало тяжелее.

В подготовленном законопроекте, по словам замначальника департамента охраны общественного порядка, говорится, что освободившегося из мест лишения свободы гражданина могут ограничить в передвижении по стране на полгода или год. Решение о таком ограничении будет принимать суд.

По мнению авторов законопроекта, "лица, покинувшие места заключения, в течение полугода должны еженедельно являться в отделение милиции для учета и бесед с сотрудниками правоохранительных органов". Бывших заключенных также планируется ограничить в передвижении по стране: они не смогут выехать за пределы своего населенного пункта без разрешения милиции. Эти ограничения должны распространяться только на людей, совершивших тяжкие преступления, и рецидивистов.

Инициатива МВД не встретила поддержки ни у правозащитников, ни у некоторых представителей Госдумы.

Ограничение передвижения бывших заключенных "только усилит напряжение: люди будут чувствовать, что они изгои и находятся в черном списке. Это дополнительное наказание, принимать такое решение должен суд, а не комиссии каких-то ведомств", - заявил член Московской Хельсинкской группы, глава общественного совета при министре юстиции Валерий Борщев.

Правозащитник отметил, что в России действительно отмечается высокий процент преступлений, совершаемых бывшими заключенными. "Но это происходит не потому, что у них есть свобода передвижения, а из-за того, что нет системы реабилитации", - уверен Борщев.

В свою очередь председатель Госдумы Борис Грызлов считает, что необходимо проводить профилактику преступности, но не следует устраивать слежку за бывшими заключенными. При этом он сообщил, что разработанный МВД законопроект пока не поступал в Госдуму.

Спикер полагает нецелесообразным ограничивать бывший заключенных в выборе ими места жительства. "Ситуацию с профилактикой преступности, считаю, можно рассматривать, но от того, в каком виде это будет внесено, и зависит дальнейшая судьба этих проектов", - подчеркнул Грызлов.

В интервью REGIONS.RU/"Новости Федерации" свое мнение об этом законопроекте высказали представители Федерального Собрания РФ.

"Раньше, когда был контроль, порядка было больше", - заявил председатель комитета Совета Федерации (СФ) по обороне и безопасности, представитель в СФ от Законодательной Думы Хабаровского края Виктор Озеров.

Комментируя инициативу МВД, сенатор подчеркнул, что "тюрьма может перевоспитать очень малое количество людей. Большинство отсидевших выходят с новым криминальным опытом: они возглавляют воровские общаки, незаконные миграционные группы, начинают заниматься распространением наркотиков, втягивать в свои дела малолетних".

Касаясь возможного нарушения прав человека этим законопроектом, о чем говорят некоторые правозащитники, Виктор Озеров заметил, что "всегда нужно выбирать, когда нарушаются права большего числа людей, а, когда - меньшего".

Кроме того, председатель комитета отметил, что "нормы закона можно прописать в демократических рамках". При этом он напомнил, что "у нас существует, например, такая норма как "подписка о невыезде". Получается, что это тоже можно отнести к нарушениям прав человека?", - вопрошает сенатор.

"Надзор за освободившимися гражданами пойдет им во благо. Им станет легче адаптироваться в некриминальной жизни", - считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от администрации Липецкой области Анатолий Лысков.

Сенатор, бывший старший следователь по особо важным делам МВД РФ, поясняя свою точку зрения, отметил, что "слово "надзор" будет включать в себя не только регистрирующий и ограничивающий в какой-то степени свободу орган, но и место, где оступившимся гражданам помогут устроиться на работу, заработать средства. Поэтому реализация этой идеи положительно скажется не только на обществе, но и на бывших заключенных".

Комментируя высказывания некоторых правозащитников о нарушении этой инициативой МВД прав человека, парламентарий заметил, что, "когда за человеком числится судимость, в этом уже присутствует ограничение каких-то прав".

"Вообще, с развалом Советского Союза правоохранительные органы утратили надзор за лицами, освободившимися из тюрем, что повлекло за собой увеличение рецидивных преступлений. Поэтому надзор надо возродить", - считает Анатолий Лысков.

"Законопроект о контроле за освободившимися гражданами поможет в борьбе с рецидивными преступлениями, поскольку во времена Советского Союза существовал уже опыт, когда бывших заключенных брали на учет, отчего рецидивов было меньше", - сказал член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в СФ от правительства Ингушетии, бывший следователь по особо важным делам Исса Костоев.

Комментируя инициативу МВД, сенатор напомнил, что "раньше в исполкомах районных советов был специальный отдел, следивший за вышедшими на свободу, контролировавший их перемещение. И, если в отделе видели, что бывший заключенный ведет себя хорошо, работает не дебоширит, то административный надзор с него снимался. Если происходило все наоборот, то к нему применялись соответствующие меры".

Говоря о нарушениях прав человека этим законом, Костоев подчеркнул, что "бороться со всякого рода преступными элементами - это не нарушение прав человека, а защита законопослушного большинства от криминального меньшинства".

Кроме контроля за бывшими заключенными парламентарий предлагает вернуть из советских времен и народные дружины, "которые тоже помогали бороться с преступностью. Все, что было направлено на улучшение криминогенной обстановки, надо вернуть, а не слушать умозаключения правозащитников. От их пустых слов количество преступлений не убавится, а только возрастет", - уверен Исса Костоев.

"Вреда не будет, если бывших заключенных на свободе будут контролировать. Но при этом подход к каждому из них должен быть индивидуальный", - считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от парламента Чеченской республики Муса Умаров.

Как бывший работник правоохранительных органов, сенатор предложил, в первую очередь, "делать упор на профилактику преступлений, на их предотвращение".

В то же время парламентарий полагает, что "все-таки надо отслеживать, как вернувшиеся из мест лишения свободы трудятся, есть ли у них связи с преступным миром".

Муса Умаров высказал согласие с правозащитниками в том, что "этим законом мы частично ограничиваем права оступившихся - ведь не все же возвращаются на криминальную стезю. Но без контроля все же нельзя", - заключил сенатор.

Похожей с Умаровым точки зрения придерживаются председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от Законодательного собрания Еврейской автономной области Станислав Вавилов и первый заместитель председателя Госдумы Любовь Слиска.

"Контроль быть должен, но он не должен давить на личность, уничтожать ее", - считает Станислав Вавилов.

При этом сенатор сообщил, что подобный контроль за вышедшими на свободу существует во многих зарубежных странах.

"Поэтому, с одной стороны, контролировать надо, но это не должно довлеть над человеком", - подчеркнул он.

"Если человека выпустили досрочно за хорошее поведение, или, если у него была первая судимость, то устанавливать контроль за ним не нужно. Такого человека подозревать не надо, поскольку это может вызвать противоположную реакцию", - полагает Любовь Слиска.

"Если же человек был судим уже не раз, то контролировать на свободе его необходимо. Но, в любом случае, контроль должен быть не раздражающим и не осуждающим", - сказала депутат.

Кроме того, первый вице-спикер уверена, что "необходимо делать все ради тех, кто осознал, а не для тех, кому тюрьма - мать родная".

"Результатом введения данного закона станет снижение рецидивной преступности, которая у нас растет каждый год и выросла уже на 20% ", - уверен первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков.

Во времена Советского Союза, напомнил депутат, "существовал административный контроль. Данная мера рассматривалась и рассматривается сейчас как одна из профилактических мер".

Кроме того, парламентарий сообщил, что на сегодняшний день уже в ряде законов есть норма контроля за лицами, отбывшими наказание, прежде всего, это закон о наркотических средствах и психотропных веществах, принятый в 98 году. "В нем есть статья 50-я - установление наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических веществ, психотропных веществ".

При этом депутат заметил, что, хотя такая статья и есть, "она не может быть реализована, потому что нет механизма, нет регламента проведения такого контроля".

В ряде стран Западной Европы и США, по словам Михаила Гришанкова, такой административный контроль существует. "Он может осуществляться по решению суда в разных формах. Может быть запрещено посещение каких-либо конкретных мест, может быть вменена обязанность, в соответствии с которой необходимо регистрироваться, отмечаться в определенное время суток, допустим, в полицейском участке, в отделении милиции. То есть все определяет суд. И суд определяет это, исходя из личности осужденного", - подчеркнул парламентарий.

Первый заместитель председателя комитета также сообщил, что к столетию Госдумы депутаты будут рассматриваться постановление об амнистии. "И я считаю совершенно нормальным, что, если лица амнистируются, то на определенный период суд может вынести им решение о неком наблюдении за их поведением".

REGIONS.RU - 20.04.2006




Архив публикаций    
Читайте также:

14/04/2009 Россия все больше похожа на большую зону   -   Главное /

Добавить комментарий:
*Имя: 

Почта: 

*Сообщение: 




Последние поступления:


Последние комментарии:



Портреты: Ирина Каховская

20 лет каторги за участие в боевой дружине, а в дальнейшем германским военным-полевым судом приговорена к смертной казни.









Ссылки