Правозащитники обсудили внедрение Интернета в российские тюрьмы :: Ноябрь :: 2008 :: Публикации :: Zeki.su
Новости Дела и судьбы РосЛаг Манифесты Портреты Публикации Контакты
Главная / Публикации / 2008 / Ноябрь Поиск:
7 Ноября 2008

Правозащитники обсудили внедрение Интернета в российские тюрьмы

6 ноября в Независимом пресс-центре состоялся круглый стол на тему «Использование новых Интернет-технологий для улучшения условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в местах лишения свободы».

6 ноября в Независимом пресс-центре состоялся круглый стол на тему «Использование новых Интернет-технологий для улучшения условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в местах лишения свободы».

Пока фраза «Интернет в колонии» звучит как насмешка. Какой там зекам Интернет, когда у нас в колониях туберкулез, голод и беспредел? Но именно с помощью Интернета собираются бороться правозащитники с этими «язвами» тюремной жизни. Не говоря уже о том, что с появлением Интернета в системе ФСИН заметно упростится решение проблем для родственников и адвокатов заключенных.

Проект продвижения Интернет-технологий в тюрьмы, колонии и СИЗО – детище Комитета за гражданские права. Нынче ему исполнилось четыре года. Основные его идеи таковы: с помощью Интернета заключенные и их родственники смогут дешевле и проще приобретать продукты и другие вещи первой необходимости, по желанию заключенного краткосрочное свидание может быть заменено на видеоконференцию – это позволит сэкономить деньги на поездке или пообщаться в том случае, если родственники физически не могут приехать, Интернет позволит искать заключенному работу еще до того, как он покинет учреждение, позволит ему дистанционно учиться, искать полезную информацию и оперативно обращаться в общественные организации и органы власти.

Все это в первую очередь облегчит положение российских заключенных, которое завидным в данный момент не назовешь. Процесс передачи продуктов в колонию и СИЗО, как правило, требует несколько часов и сопровождается унизительными процедурами. Не говоря уже о том, что крайне тяжелы и затратны поездки в другой регион, особенно, для малообеспеченных и пожилых родственников. Приобретать продукты в ларьках заключенным приходится по завышенным ценам (примерно на 40% выше, чем в Интернет-магазинах), а их качество оставляет желать лучшего. Лекарства для заключенных принимаются по определенной схеме, например, в московском СИЗО N2 раз в неделю, а врач может заменить лекарство на его аналог по своему усмотрению. Это зачастую негативно сказывается на здоровье людей.

Существующее в законе право на образование заключенных в данный момент реализуется в очень малой степени – если колония не прикреплена к определенному учебному заведению, преподаватели туда ради одного заключенного ездить не будут. Вот и получается, что в лучшем случае в отдельных учреждениях можно учиться на повара или плотника, а высшее образование остается практически недоступным.

Огромной проблемой является и разрыв социальных связей, который происходит в случае многолетнего заключения. А это приводит к появлению рецидивистов – людей, которые жизни за пределами тюрьмы уже не представляют. На данный момент система ФСИН не предполагает целенаправленной работы по сохранению таких связей, а они играют решающее значение для социальной адаптации человека. Интернет позволит их

сохранять, так как, например, участие в видеоконференции скоро станет доступным в любой части Российской Федерации, даже в небольших поселках – с расширением числа компьютеризированных школ и почтовых отделений. Даже ничего не понимающая в компьютерах бабушка, получив сообщение, сможет прийти на почту и попросить помочь зайти на соответствующий сайт, чтобы поговорить с внуком. Кроме того, терминалы для отправки передачи через Интернет-магазин могут быть установлены во всех учреждениях системы ФСИН, и совсем необязательно будет ехать за тридевять земель.

Если «глобальная паутина» перекинется на исправительные учреждения нашей страны, более защищенными станут и иностранцы, которые оказываются в СИЗО. В их случае родственникам еще сложнее поддерживать с ними связь и организовывать поддержку.

По мнению правозащитников, поставить новые технологии на службу федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) вполне реально и процедурно, и технологически. В некоторых российских колониях уже есть Интернет, например, шесть колоний для малолетних преступников ведут через Интернет обучение своих подопечных. Лишь бы сами сотрудники ведомства захотели. Польза от нововведения будет не только заключенным, подчеркивают правозащитники, но и системе ФСИН. Во-первых, возрастет автоматизация, что означает ускорение и упрощение процесса получения и передачи информации. Во-вторых, сотрудники получат навыки работы с компьютером, что повышает их квалификацию и облегчает трудоустройство в случае потери работы. В-третьих, Интернет обеспечит большую открытость для системы учреждений ФСИН, а значит, заключенные смогут оперативно пожаловаться в общественную организацию, получить консультацию, и вопрос будет решен на ранней стадии конфликта. И резать вены, бунтовать, избивать охранников, чтобы отстоять свои права, уже никому не понадобится.

Финансовая сторона дела тоже практически улажена. Уже есть предварительная договоренность с коммерческой фирмой, которая готова вложить 20 миллионов рублей в реализацию проекта. Разработано программное обеспечение для нескольких проектов, изучены потребности заключенных и их родственников, готовность Интернет-магазинов работать с учреждениями ФСИН. Но воз пока и ныне там.

Говоря о новом проекте, правозащитники не раз подчеркивали его общественную важность. Изолированность, закрытость системы порождает зависимость заключенных и их родственников от государства, конкретных служащих. А это, в свою очередь, порождает коррупцию, о которой столько сказано, но при этом никто не знает, как с ней бороться…

В ближайших планах правозащитников – предложить московскому СИЗО N4 стать экспериментальной площадкой для реализации проекта «Интернет-технологии для заключенных».

В сегодняшнем круглом столе приняли участие Софронов Илья Анатольевич, президент ООО «Российский фонд социального прогресса, Чубаров Алексей Александрович, сотрудник Министерства юстиции РФ, Бабушкин Андрей Владимирович, председатель Комитета за гражданские права, Габисов Валерий Георгиевич, президент Ассоциации гуманизации правоприменительных органов, Аверина Наталья Артемовна, президент Фонда помощи осужденным и их родственникам и другие правозащитники, адвокаты, представители общественных организаций.

А.Крыленко, ИА «Институт «Коллективное Действие» - 06/11/2008




Архив публикаций    
Добавить комментарий:
*Имя: 

Почта: 

*Сообщение: 




Последние поступления:


Последние комментарии:



Портреты: Даниил Хармс

Умер в "Крестах"

23 августа 1941 года арестован за пораженческие настроения (по доносу Антонины Оранжиреевой, знакомой Анны Ахматовой и многолетнего агента НКВД). Чтобы избежать расстрела, симулировал сумасшествие; военный трибунал определил «по тяжести совершённого преступления» содержать Хармса в психиатрической больнице.




Рослаг: ИК-10 и ИК-13 Саратов; зоны красного беспредела

«По прибытии в колонию осужденные попадают в карантин, где прямо с этапа всех избивают. Причем сотрудники администрации действуют с пособниками из числа осужденных активистов. На протяжении всего пребывания в карантине с осужденных выбиваются явки с повинной. Днем и ночью идут избиения и пытки… Если осужденный попадает на дисциплинарную комиссию, то в порядке очереди должен в буквальном смысле бежать до кабинета начальника, в противном случае за это (если шагом) его избивают прямо в кабинете начальника… Также в колонии есть клетка (в дежурной части под лестницей), которую администрация использует в качестве пыточной. В клетке могут продержать несколько дней. Причем зимой в ней невыносимо холодно, так как двери на улицу не закрываются. К тому же снимают верхнюю одежду, делая пребывание в клетке совсем невыносимым».






Ссылки