Дело 12: «На поводу у заказчика» :: Октябрь :: 2012 :: Публикации :: Zeki.su
Новости Дела и судьбы РосЛаг Манифесты Портреты Публикации Контакты
Главная / Публикации / 2012 / Октябрь Поиск:
4 Октября 2012

Дело 12: «На поводу у заказчика»

В Выборгском районом суде состоялось очередное заседание по "Делу 12", на котором выступили эксперты, составившие "обвинительную" экспертизу.

Специалисты приехали из Москвы, чтобы дать показания. Заседание длилось 4 часа. По итогам: один из экспертов даже не смог вспомнить, передавали ли ему для экспертизы видеозаписи, а второй заявил, что его эти "видяшки не интересуют". Зато оба пояснили, что если кто-то хочет воздействовать на Смольный, значит, он экстремист.

Прелюдия

11 часов. Перед Выборгским районным судом курят и пьют кофе другороссы, адвокаты и студенты из соседнего колледжа. Хмуро посматривают судебные приставы. Ждут начала заседания - как обычно, один из подсудимых опаздывает.

На заседание ждут экспертов из Москвы - сотрудников Российского института культурологии Виталия Батова и Наталью Крюкову. Они готовили заключение, на котором строится обвинение в экстремистской деятельности.

В ходе своей работы эксперты изучали видеозаписи, сделанные скрытой камерой на собраниях нацболов, текстовую расшифровку этой записи. Из заключения следует, что в действиях и словах подсудимых нет признаков побуждения к ненависти против какой-либо социальной или религиозной группы. Но зато есть свидетельства того, что другороссы уверены в своем превосходстве над другими общественными группами. Главный же для следствия вывод, сделанный экспертами - исследуемая группа является ячейкой запрещенной национал-большевистской партии (НБП).

Адвокат Ольга Цейтлина показывает в тексте характерные подчеркивания. Целые абзацы, по-видимому, взяты из Википедии. "Она же вообще учитель математики!" - усмехаются передающие друг другу текст, говоря о Наталье Крюковой.

Наконец опаздывающие появляются. Заседание вот-вот начнется.

Путешествие "Лингва-экспрессом"

Подсудимых, а за ними адвокатов и журналистов запускают в зал. Хотя обвиняемых стало на 4 человека меньше - дела Олега Петрова, Алексея Зенцова, Владислава Ивахника и Вадима Мамедова прекратили за истечением срока давности - в зале, как обычно, нет свободных мест. На двери висит объявление о текущем заседании. Подсудимых в нем по старинке 12.

Ольга Цейтлина пытается выяснить, какова специализация московских экспертов. Наталья Крюкова по образованию — учитель математики. Однако подчеркивает, что в ее образовании присутствовал также значительный гуманитарный блок, в том числе психология и социология.

- Мы много занимались исследованием социальных групп, - объясняет Крюкова.

Виталий Батов защитил в 1974 году кандидатскую диссертацию по судебной психологии, позже - по философии (правда, по другой версии он - кандидат философии и доктор культурологи – сам он путается, рассказывая об этом). Тогда же Батов вместе с соавторами-программистами создал новаторскую по тем временам компьютерную программу для психолингвистического анализа текста - "Лингво-экспресс". Батов гордится тем, что программа распознает психологические особенности автора текста уже с 200 слов - иностранным аналогам нужно для этого не меньше нескольких тысяч.

Крюкова действительно похожа на учительницу математики. Батов - на пожилого профессора, который, вероятно, артистично и с юмором читает лекции. Он написал книгу "Психогерменевтика творчества Владимира Высоцкого", а также исследовал вопрос отречения Николая Второго от престола.

Присутствующие знают, что приехавшие сотрудники Российского института культурологии не в первый раз выступают экспертами в громких политических делах. Именно Батов и Крюкова признали экстремистскими лозунги "Православие или смерть" и "Убей в себе раба!". Последний - на основании того, что начинается предложение со слова "убей". Они же проводили экспертизу текстов песен "Pussy Riot". Впрочем, упоминание об этих делах защите вряд ли поможет: ведь все приговоры оказались обвинительными - в полном соответствии с экспертизами. Что должно означать: эксперты действительно профессионалы.

- Есть ли у вас специальные знания в области социологии? - спрашивает адвокат.

Крюкова отвечает, что изучала предмет "несколько семестров".

- Есть ли у вас документ об экспертной специальности? – продолжает Цейтлина допрос.

Документа об экспертной специальности у Натальи Крюковой нет. Однако, по ее словам, такого документа не требуется, так как экспертная работа входит в круг деятельности Российского института культурологии, сотрудником которого Крюкова является.

Батов в ответ на вопросы адвокатов артистично удаляется в дебри психо-философских терминов, многие из которых изобретены им самим. "Психогерменевтикой" эксперт гордится так же, как "Лингво-экспрессом". Судья смотрит непонимающими круглыми глазами и время от времени просит Батова держаться "ближе к теме". Крюкову же он просит: "Не придумывайте, говорите: помните или нет".

- Вы проверяли соответствие видеозаписи и расшифровки? - спрашивают Батова.

- Я в этом отношении всегда иду на поводу у заказчика, - отвечает эксперт, вызывая своими откровениями бурную радость в зале.

В результате четырехчасового разговора выясняется: эксперты не помнят, когда и как им передавали видеозаписи, хотя подписи обоих в протоколе о передаче стоят. Батов при этом говорит, что "видяшки его вообще не интересуют". В темно-сером флаге, транслирующемся в черно-белой записи, эксперты безо всякого технического анализа признают красный запрещенный флаг НБП. И это становится одним из доказательств вины подсудимых. Термины "Лимоновцы", "нацболы" и "члены НБП" Крюкова использует как идентичные, произвольно заменяя одно на другое и отказываясь признавать разницу.

В пожелании, "чтобы Смольный с нами считался", Крюкова видит признак оправдания насилия против власти.

- Здесь есть интенция на оказание давления, а о методах воздействия я делаю выводы из контекста, - заявила она.

- По вашему мнению, на Смольный можно воздействовать только насилием? – спрашивают эксперта.

- Вы живете в Питере, вам виднее, - ответила Крюкова.

Послевкусие

Заседание окончено. Снова курят у входа подсудимые, адвокаты и журналисты.

- Это штатные эксперты, которые всегда занимаются подобными делами, - говорит Андрей Дмитриев, один из подсудимых. - Но, к чести Петербурга, у нас в городе следствие не нашло экспертов, которые выдали бы такие выводы, как это сделали Батов и Крюкова. В деле есть экспертиза известного ученого Раскина, который как раз сделал вывод, что невозможно установить, собрание это НБП или нет. Поэтому они обратились к проверенным ребятам, и мы сегодня видели, что они из себя представляют.

Подзащитного поддерживает Цейтлина.

- Назвать экспертами их просто нельзя, - говорит она, - поскольку они не обладают специальными познаниями в областях, о которых говорят. В частности, в области политических наук, политологии, политической истории. Первое - это некомпетентность, а второе - отсутствие методики.

На следующем заседании адвокаты планируют заявить отвод экспертам на основании их некомпетентности. Но на удовлетворение ходатайства не рассчитывают. Ведь тогда, по их словам, дело придется сразу закрыть.

Мария Смирнова, «Закс.Ру» - 2 октября 2012г.




Архив публикаций    
Читайте также:

21/10/2012 Активистов «Другой России» в Санкт-Петербурге обвиняют в экстремизме   -   Главное /

Добавить комментарий:
*Имя: 

Почта: 

*Сообщение: 




Последние поступления:


Последние комментарии:



Портреты: Урицкий М.С.

Бежал из ссылки

Урицкий смотрел за положением на централе, от имени арестантов раскидывал рамсы с администрацией, добился свободного передвижения по некогда режимной тюрьме. Он мог зайти в любую камеру, он был в курсе всех дел... В то время, по словам очевидцев, "истинным хозяином тюрьмы был Урицкий, а положение на централе было наилучшим".









Ссылки